
Система тарифного регулирования — понятие комплексное, включающее в себя не только периодическое корректирование общего уровня тарифов, но и совершенствование тарифных систем, вопросы управления тарифообразованием, методы текущего регулирования и многие другие составляющие, направленные на улучшение функционирования и транспортной системы.
Эффективное регулирование тарифов должно развивать специфические преимущества железнодорожного транспорта, содействовать экономичной его работе, усиливать его роль в национальной транспортной системе.
Главные недостатки действующего порядка регулирования железнодорожных тарифов заключаются в затратном подходе, в неразделенности экономики грузовых и пассажирских перевозок, в наличии больших объемов перекрестного субсидирования грузовых и пассажирских перевозок, в использовании узкой информационной базы прошлых периодов, в слабой мотивации участников процесса регулирования в повышении эффективности этого процесса.
Из-за уровня железнодорожных тарифов выбор эффективного применения железнодорожного или другого транспорта с экономической точки зрения потерял свое значение, так как железнодорожный транспорт на всех расстояниях неконкурентен при перевозке практически всех грузов, кроме массовых навалочных.
Регулирование тарифов включает: классификацию структур рынка услуг железнодорожного транспорта, определение сфер, подлежащих регулированию, совершенствование системы построения тарифов, разработку методов регулирования, установление уровней базовых тарифов, разработку методики и осуществление периодической индексации, установление полномочий по регулированию и контролю между органами управления.
Вместили на пяти страницах обзор тарифного образования и состояния в РК, как адаптируется или должна это делать тарифная политика с открытием доступа конкуренции в грузовых ж/д перевозках, стоит ли переходить на новый измеритель и актуален ли затратный метод формирования тарифов в 21 веке.